Наверх

Выполнять или платить штрафы?

11 Марта 2013
Газета «Промышленный еженедельник», 11.03.2013

Стартовал четвертый год действия 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Позади трехлетняя работа различных структур в части реализации положений закона. Основная деятельность по реализации положений 261-ФЗ была направлена на решение трех основных задач: Обязательное энергетическое обследование, с составлением энергетического пас порта, копия которого, должна быть направлена в уполномоченный федеральный орган исполни тельной власти. Установка приборов учета собственниками. Снижение потребления энергоресурсов на 15% до 2015 года без потери качества производства, с последующим ежегодным снижением на 3%.

И это было понятно: за не соблюдение данных и иных требований 261-ФЗ предусмотрены административные штрафы (ст. 37, 261-ФЗ). Например: несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

К сожалению, несмотря на наличие штрафных мер, нарушения происходят в различных отраслях экономики. Так, по итогам 2011 года Федеральная антимонопольная служба оштрафовала на 2,3 млн руб. 29 субъектов РФ за неисполнение закона об энергосбережении. Кроме того, были возбуждены административные дела на ту часть организаций, которые не исполняют требования законодательства об энергосбережении и повышения энергетической эффективности. Например, в октябре 2012 года проверка, проведенная Прокуратурой одной из областей ЦФО, выявила более 800 нарушений Федерального закона № 261-ФЗ. По факту в большинстве муниципальных образований программы энергосбережения не разработаны, а принятые не финансируются в полном объеме. Не проводятся энергетические обследования многоквартирных домов.

По итогам проверки внесено 148 представлений об устранении нарушений закона, в суды направлено 44 заявления, объявлено 119 предостережений о недопустимости нарушений действующего законодательства, возбуждено 20 дел об административных право нарушениях, принесено два протеста на незаконные правовые акты (данные портала по энергосбережению «ЭнергоСовет»). И таких примеров можно привести достаточно много.

Особенно «страдает» от не исполнения 261-ФЗ сфера ЖКХ. Только за 2012 год Генеральной прокуратурой РФ зафиксировано более 213 тысяч нарушений законодательства в области ЖКХ, в основном связанных с необоснованными повышениями на тарифы и отсутствием должного контроля за расходованием ресурсов.

Несмотря на существующие негативные явления в реализации положений 261-ФЗ, с ноября 2009 года, можно отметить и ряд позитивных моментов:

• Запущены следующие механизмы:

  • федеральная поддержка реализации региональных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • федеральные гарантии реализации программ энергетической эффективности на крупных предприятиях, а так же в жилищнокоммунальном секторе;
  • требование развития программ по энергосбережению и внедрению методики RAB, которая позволит сохранять денежные сбережения организациям, оказывающим коммунальные услуги;
  • обеспечение стимулов для реализации типовых проектов по энергоэффективности с помощью инвестиционных налоговых кредитов и снижения процентных ставок;
  • учет энергии и воды;
  • СНиПы для зданий, которые содержат нормы энергетической эффективности, и энергоэффективная модернизация существующих зданий;
  • маркировка и классы энергетической эффективности;
  • стандарты энергетического менеджмента;
  • энергетические обследования и энергопаспорта;
  • государственные закупки энергоэффективного оборудования;
  • энергосервисные контракты;
  • целевые задания по снижению потребления энергии в публичном секторе на 3% ежегодно;
  • федеральная информационная система по энергосбережению, энергетические балансы, аналитические инструменты и улучшение энергетической статистики;
  • информационная поддержка и популяризация;
  • обучение и тренинг специалистов в области энергетической эффективности;
  • научные исследования в области энергетической эффективности.

• Начиная с 2011 года, за счет федеральных средств осуществляется субсидирование региональных программ энергосбережения.

Несомненно, что перечисленные выше меры это лишь первый, подготовительный этап к реальному энергосбережению и снижению энергоемкости отечественной экономики. Данные меры позволяют определить «узкие» места, сформировать предметный перечень мероприятий, с техникоэкономическим обоснованием, подготовить инвестиционные программы. В настоящее время часть региональных программ все еще требуют актуализации с учетом особенностей каждого конкретного региона.

Следующим этапом должна стать непосредственная реализация мероприятий по энергосбережению. В развитых странах данный этап осуществляется при помощи энергосервисного контракта (ЭСКО). Однако в России на сегодняшний день реализацией ЭСКО, например, в бюджетной сфере, мало кто занимается. Основными барьерами к масштабной реализации ЭСКО являются: ограничения за конодательного характера, особенно налогового законодательства и бухгалтерского учета, а также недостаточное финансирование региональных и муниципальных программ энергосбережения из бюджетов различного уровня.

Конечно же, есть положительный опыт, который можно использовать и в дальнейшем. Так в 2012 году заключен один из первых ЭСКО в бюджетной сфере между «Центром энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС» и Мурманским филиалом ФГБУ «Российское энергетическое агентство», который полностью соответствует всем требованиям законодательства по контрактам для бюджетных организаций и компаний.

Уже в 2012 году в рамках данного договора был реализован проект с Мурманским ЦНТИ по экономии тепловой энергии. Экономия энергоресурсов достигается за счет малозатратных мероприятий: установки автоматических узлов регулирования тепловой энергии с введением дежурных режимов системы отопления.

Подводя итоги реализации 261-ФЗ можно констатировать, что в целом наблюдается положительная тенденция развития данного направления. Стремительный рост тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей, который в скором времени сравняется с ценами европейских стран, с одновременным нарастающим дефицитом мощности, уже сформировали внутреннюю потребность российского бизнессообщества в экономии ресурсов и переходу на энергоэффективные технологии.

Итоги реализации закона в 2012 году будут подведены уже в скором времени. По сравнению с прошлым годом они явно будут отличаться в сторону более практического применения основных положений законодательства об энергосбережении. Однако не стоит думать, что проверки по исполнению требований 261-ФЗ будут происходить все реже, а штрафные санкции не будут применены. Актуализацией и реализацией региональных программ энергосбережения необходимо заниматься действительно основательно и профессионально, привлекая к их исполнению компании, зарекомендовавшие себя на рынке энергосберегающих услуг. Только при профессиональном подходе, реализация требований 261-ФЗ и общая задача по снижению энергоемкости экономики могут быть выполнены.

Скачать