Наверх

Связист - друг энергетика

25 Ноября 2013
Интернет-газета ComNews, 25.11.2013

Автор: Даниил Сидоров, Леонид Коник

Сразу несколько телекоммуникационных компаний объявили о продуктах и контрактах с энергетиками. Крупнейшее соглашение заключили «Ростелеком» и «Мосэнергосбыт».

«Ростелеком» разработает для «Мосэнергосбыта» системы мониторинга и управления потреблением электроэнергии. Об этом стороны объявили в прошедшую пятницу на Международном форуме по энергоэффективности и энергосбережению (ENES 2013), который проходил в московском Гостином дворе. Одновременно с объявлением «Ростелеком» и «Мосэнергосбыт» подписали соответствующий протокол о намерениях. Подписи на нем поставили исполнительный директор — директор инновационного центра ОАО «Ростелеком» Павел Ройтберг и и.о. заместителя генерального директора ОАО «Мосэнергосбыт» Сергей Кюрегян. Подписание протокола о намерениях состоялось на стенде «Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС».

В числе ключевых направлений, по которым будет развиваться сотрудничество двух компаний, — адаптация существующих разработок оператора под потребности «Мосэнергосбыта», а также учет электроэнергии с помощью оборудования «Ростелекома» для домашнего Интернета, телефонии и телевидения. Компании также намерены проводить совместные акции по продвижению на рынке Москвы и Московской области систем управления и мониторинга потребления электроэнергии в частном секторе.

Подписание на стенде Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС

На круглом столе «Информатизация в ТЭК», состоявшемся в рамках ENES 2013, Павел Ройтберг представил компаниям энергетической отрасли комплексное решение «Ростелекома» для автоматизации учета ресурсов и работы с потребителями. Сервис состоит из модулей (среди которых система управления взаимоотношениями с клиентами, биллинговая система, единый контактный центр) и базируются инфраструктуре национальной облачной платформы О7, которую «Ростелеком» запустил в мае 2012 г.

«Наша компания расширяет спектр отраслевых решений — мы выходим на рынок энергетики, — заявил Павел Ройтберг. — Уверен, что сотрудничество „Ростелекома“ с крупнейшей российской энергосбытовой компанией „Мосэнергосбыт“ будет плодотворным и позволит жителям Московского региона получить удобные инструменты для учета и оплаты электроэнергии».

Подписание на стенде Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС

Сергей Кюрегян сообщил, что «Мосэнергосбыт» с 2007 г. внедряет автоматизированную систему коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). С учетом плановых работ до конца текущего года, за это время компания установила в квартирах москвичей около 450 тыс. автоматизированных счетчиков, которые сами отправляют показания по сетям передачи данных. По данным Сергея Кюрегяна, в общей сложности в Московском регионе в бытовом секторе действует 7 млн точек учета — таким образом, пока АСКУЭ охватила чуть более 6% счетчиков.

Но даже эти 450 тыс. автоматизированных счетчиков далеки от идеала. Сергей Шермаков, заместитель директора по маркетингу ставропольского ОАО «Концерн «Энергомера» — одного из крупнейших в России производителей приборов учета электроэнергии, — подчеркнул, что первая генерация электронных счетчиков, которая появилась в начале 2000-х гг., оказалась недолговечной и требует замены. «Новые счетчики, которые мы разрабатываем, будут служить не менее 16 лет», — заверил Сергей Шермаков.

Сергей Кюрегян указал еще на одну проблему с автоматизированными счетчиками: «Большинство установленных интеллектуальных приборов учета передают показания по GSM-каналам. Но сотовое покрытие зачастую не идеально, поэтому стабильная передача данных обеспечивается не всегда». Это приводит к тому, что процент опроса у автоматизированных счетчиков «Мосэнергосбыта» не превышает 50% — иными словами, в половине случаев, когда система запрашивает данные со счетчика в удаленном режиме, он оказывается недоступен. «Стратегически мы хотим отказаться от услуг контролеров, которые ходят по квартирам и снимают показания счетчиков, но даже там, где установлены элементы АСКУЭ, мы пока не можем избавиться от них полностью», — резюмирует Сергей Кюрегян. «Внедрение информационных технологий позволяет избежать человеческого фактора, который приводит к потерям (особенно при выполнении монотонных операций)», — замечает директор по развитию ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС» Иван Болысов.

В современных системах учета электроэнергии процент опроса «умных» счетчиков составляет 80-98%. Например, по данным ООО «Инженерный центр «Энергоаудитконтроль», в сети шведской энергетической компании Vettenfall в удаленном режиме удается успешно снять показания счетчиков в 99,7% случаев, а у датских компаний SEAS-NVE, EnergiMidt и NRGi — в 99,7-100%.

«Мосэнергосбыт» не случайно именно сейчас решил задействовать ресурсы и инфраструктуру «Ростелекома» для сбора данных об объеме бытового потребления электроэнергии. В июне 2013 г. президент РФ Владимир Путин принял решение о том, что тарифы на коммунальные услуги со следующего года будут ограничены прошлогодними показателями инфляции (ограничение предполагается ввести на пять лет). «Тарифы замораживаются, и нам нужно усиленно снижать издержки, — отмечает и.о. заместителя генерального директора «Мосэнергосбыта. — Ключевые шаги на этом пути — повышение уровня автоматизации и перевод клиентов на дистанционное общение с нами».

Другой крупный оператор столичного региона, ОАО «МГТС», уже сформировал инфраструктуру для подключения к скоростным каналам технологического оборудования городских служб практически в любой точке Москвы, отметила руководитель управления по связям с общественностью компании Татьяна Мартьянова. По ее словам, на основе своей сети МГТС «разработала комплексное решение по интеллектуальному управлению в сфере ЖКХ: автоматизация поквартирного учета и контроля потребления всех ресурсов — вода, газ, тепло, электричество — как для управляющей компании, так и для самих жителей». Кроме того, у оператора есть техническое решение по установке датчиков загазованности, управлению энергоресурсами и другими объектами.

Сокращением издержек озабочен не только «Мосэнергосбыт», но и другие энергетические компании. В прошедшую пятницу ОАО «МТС» и МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» отчитались о реализации проекта по удаленному мониторингу потребления тепла и электроэнергии. По данным директора МТС в Чувашской Республике и Республике Марий Эл Дмитрия Бобикова, SIM-картами МТС уже оснащены 380 трансформаторных подстанций, 23 распределительных пункта, 15 котельных, более 100 узлов тепловой энергии и более 20 объектов уличного освещения, входящих в инфраструктуру Йошкар-Олинской ТЭЦ-1. Данные о расходе тепла и электроэнергии, текущих нагрузках на сети и об оборудовании по каналам связи МТС в режиме реального времени поступают в систему мониторинга организации. «Если раньше для контроля работы оборудования и сбора показаний счетчиков на удаленных объектах предприятия нужно было содержать большой штат сотрудников с разъездным характером работы, то теперь такие данные легко получать через единую систему мониторинга с помощью технологии передачи данных», — отмечает Дмитрий Бобиков.

Однако пока все проекты по установке «умных» счетчиков в России идут независимо друг от друга. «При строительстве и модернизации российской энергетики компании сталкиваются с отсутствием единых подходов к построению интеллектуальных автоматизированных систем, так как нет унифицированных решений и единого стандарта, — подчеркивает директор по ИТ, стратегии и бизнес-процессам ОАО „Московская объединенная электросетевая компания“ (МОЭСК) Андрей Сницкий. — Производители приборов учета и контроллеров сбора и передачи данных следуют собственным решениям и часто используют закрытые протоколы обмена и разную архитектуру ПО». При этом Андрей Сницкий указывает, что в России уже разработана техническая политика электросетевого комплекса. «Этот документ может стать отправной точкой, с которой начнется движение в сторону унификации и взаимозаменяемости средств учета и прочих элементов системы», — резюмирует он.

Иван Болысов из «Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС» подчеркивает, что автоматизация в электроэнергетике не ограничивается внедрением «умных» счетчиков у бытовых потребителей — не меньшего эффекта можно достичь в промышленности и городском хозяйстве. «Например, и в мире, и в России начинает активно внедряться автоматизация в сфере управления освещением — и в городском хозяйстве, и на производственных площадках (прежде всего, с непрерывным циклом производства), — заявил Иван Болысов на круглом столе „Информатизация в ТЭК“ в рамках ENES 2013. — Опыт показывает, что подобная автоматизация позволяет сэкономить от 10 до 40% затрат на освещение. То же самое касается любых систем, в которых используются электродвигатели — от вентиляции до лифтов в многоквартирных домах».

Источник: ComNews