Наверх

Решения по управлению присоединением новых потребителей в автоматическом режиме

4 Ноября 2015
Газета «Энергетика и промышленность России» № 20 (280) октябрь 2015 года

Требования по качеству, экономичности и безопасности энергетики актуальны всегда, при этом технологическим ядром энергосистемы являются электрические сети, к качеству работы которых особое внимание.

Внедряемые в последние годы в электросетях ИТ-инновации позволяют повысить не только качество, но и экономичность производственных процессов. До недавнего времени выдача технических условий (ТУ) на техническое присоединение (ТП) к электрическим сетям новых абонентов было трудоемким с точки зрения выполнения. Однако с 2012 года всем предприятиям, осуществляющим ТП, согласно распоряжению Правительства РФ от 30 июня 2012 года № 1144‑р «О плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», предстояло существенно уменьшить количество этапов присоединения и сократить время получения доступа к энергосети. Данная задача была поставлена в целях улучшения инвестиционного климата в России, повышения качества услуг по передаче и по ТП и, как следствие, повышению притока капитала и роста уровня жизни населения. Появившиеся инновационные решения по управлению присоединением новых потребителей в автоматическом режиме на основе новейших автоматизированных информационных систем (АИС) позволили существенно изменить ситуацию. Внедряя новые сервисы, энергетики ставят целью упростить жизнь потребителей. Важным направлением автоматизации электросетевых предприятий стал сам процесс технологического присоединения. Внедряемые передовые программные продукты включают в себя электронную систему документооборота, систему интеллектуального поиска информации, наглядные модули контроля и управления, возможность интеграции с геоинформационными системами. Используя новейшие АИС, можно эффективно управлять процессом обработки заявок, разработки ТУ и подготовки договоров на ТП к электрическим сетям. Уникальность такой системы состоит в том, что на основе данных по географическому положению объекта система способна сама выбрать три наиболее оптимальных варианта присоединения к сетям с точки зрения затрат и надежности. Помимо оптимизации затрат, такое решение одновременно значительно повышает и надежность самой сети. Для разработки АИС используются различные системы, но в основе каждой лежит задача по решению производственно-технологических задач распределительной сетевой компании. Современные АИС поддерживают работу следующих подразделений: оперативно-технологическое управление, ремонтное и эксплуатационное обслуживание электросетевой компании (ЭСК), планирование и управление исполнением работ, управление развитием ЭСК, управление активами и обоснование инвестиций. Ежедневно из автоматизированной системы управления финансовой деятельностью с потребителями выгружаются заявки, внесенные в систему 1С за прошедшие сутки. По результатам выгрузки формируется файл, который система обрабатывает и создает отдельный план для каждой заявки. Инженер по выдаче ТУ рассчитывает варианты присоединения и выбирает основной. По результатам работы формируется файл с готовыми ТУ, который импортируется обратно в систему управления финансовой деятельностью с потребителями. Для формирования сложных запросов используется специальный модуль, который может вывести на карту не только результаты запроса по данным, находящимся в базе данных, но и использовать другие данные. Например, можно вывести графический отчет с необходимыми инвестициями по каждому сетевому району. При необходимости выполняется расчет длины и стоимости новой кабельной линии с учетом обхода контуров зданий, строительства переходов через дороги и других объектов топоосновы. Более того, программа позволяет найти оптимальный маршрут кабельной линии в зонах сплошной застройки. Автоматизация процесса выдачи ТУ на ТП позволяет сократить технические и коммерческие потери примерно на 50 процентов за шесть лет, повысить надежность поставки электроэнергии, сократить инвестиции на единицу мощности и единицу передачи в долгосрочном периоде (более десяти лет). Также появляется возможность проведения контролируемых изменений в работе районных электрических сетей. Подобные проекты уже успешно реализуются в России. В 2011 году ОАО «Ленэнерго» запустило автоматизированную информационную систему управления документооборотом по технологическому присоединению, целью которой стало обеспечение недискриминационное присоединение, прозрачность процесса для потребителей, сокращение сроков обработки документов. В 2014 году ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС» совместно с ООО «Группа компаний ИНФОЭНЕРГО» реализовали проект по созданию автоматизированной системы поддержки подготовки технических условий на технологическое присоединение филиала ОАО «МОЭСК» Московские кабельные сети. Cистема позволила повысить эффективность работы специалистов ОАО «МОЭСК» в части выполнения экономических и электрических расчетов при формировании технических условий (ТУ) на технологическое присоединение к распределительной сети по уровням напряжения до 20 кВ включительно. Внедренная автоматизированная система обеспечит расчет и выдачу ТУ до 20 кВт буквально за 10‑15 минут и позволит сформировать необходимый пакет документов, включая договор на присоединение, практически полностью исключив влияние «человеческого фактора». От внедрения подобных проектов возникает положительный эффект для всех сторон энерго­снабжения: для сетевой компании это правильное подключение и повышение инвестиционной привлекательности путем качественной реализации услуг, продвижение вверх по шкале doing business по критерию «подключение к электрическим сетям»; для потребителя — прозрачная процедура подключения и доступность услуг по пользованию электроэнергией.

Фархад БАЗАРОВ, проектный менеджер Управления капитального строительства и инжиниринга ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС»

Источник: Решения по управлению присоединением новых потребителей в автоматическом режиме