Наверх

Проверка эффективности

29 Ноября 2012
Российская газета №275 (5948), 29.11.2012

Проверка эффективности

Ментальность россиян будут менять с малых лет

Вместе с Министерством образования и науки РФ над решением проблемы снижения энергопотребления в образовательных учреждениях работает Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС. О сотрудничестве рассказывает заместитель генерального директора Центра по коммерческим вопросам Тамара Меребашвили.

Как вы считаете, насколько необходимы в учебных заведениях энергосберегающие технологии?

Мне кажется, что это составная часть жизни человека в любой сфере деятельности, а в сфере обучения — тем более. Энергоэффективность — синоним экологичности. Правильная вентиляция, кондиционирование, влажность, освещение. Все это напрямую касается энергозатрат. Здание, которое не отвечает требованиям комфорта и экологичности, никогда не сможет считаться энергоэффективным.

Что делает в этом направлении ваш Центр энергоэффективности?

Мы занимаемся в первую очередь промышленным и индустриальным сектором. Но в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в качестве компании-партнера минобрнауки работаем с учреждениями образования — вузами, школами. Существует специальная рабочая группа, цель которой — отбор и экспертиза проектов по энергосбережению в образовательных учреждениях. За полтора года мы отсмотрели более 40 проектов на эту тему. Здесь мы выполняем роль, так скажем, куратора, методологически помогаем в формулировании и реализации проектов. Такое решение было единственно правильным — «срастить» авторов проектов из научной среды с бизнес-сообществом, который понимает, как сделать эти проекты экономически обоснованными, а значит, обеспечить жизнеспособность самих проектов и обеспечить получение полезных результатов.

Изучая проблему энергоэффективности в России, пришлось ли обращаться к зарубежному опыту?

Европа и Америка начали заниматься энергоэффективностью с момента первого нефтяного кризиса, то есть уже в начале 70-х годов XX века. И к сегодняшнему дню уже достигли тех показателей, о которых мы пока только мечтаем. Поэтому не использовать их опыт было бы достаточно недальновидно. Мы активно сотрудничаем с Международным энергетическим агентством, с агентствами отдельных стран — Дании, Франции, с крупнейшими компаниями, которые достигли существенных результатов в вопросах энергоэффективности.

Все-таки в России до сих пор не сформировалась традиция экономии энергии. А начинать надо с подрастающего поколения. Какие перспективы вы видите?

Ментальность надо менять с малых лет. Есть несколько проектов, которые направлены как раз на школьников младших и средних классов. Акцент в них сделан на интерактивность, на самостоятельное вовлечение детей в процесс обучения. Один из таких проектов — мультимедийный образовательный курс для младших школьников, который охватывает большой круг тем, связанных с энергосбережением — такие как общие понятия об энергии, энергетических источниках, энергопотреблении, вопросы изменения климата. Электронный курс дополнит веселая юмористическая книжка, над которой работает замечательный детский поэт Андрей Усачев и художник Николай Воронцов. Такие серьезные вопросы просто необходимо преподносить детям в такой легкой и запоминающейся форме, чтобы не вызвать отторжения, чтобы дети не воспринимали призывы экономить как лозунги. Наш опыт проведения интерактивных уроков по энергосбережению в школах с привлечением детских актеров подтверждает, что дети очень восприимчивы, в хорошем смысле этого слова, к такой подаче информации. Как нам потом рассказывали учителя, дети буквально заставляли родителей «внедрять» у себя дома энергосберегающие подходы. Но чтобы изменить отношение к ресурсам в масштабах поколения, необходимы такие же масштабные проекты. И в этом отношении у минобрнауки — огромный потенциал и возможности.

Но в школах зачастую негативно реагируют на всякого рода дополнительные занятия. Какая, мол, энергоэффективность, лучше бы зарплаты подняли.

Здесь очень важно донести до учителей, что экономия энергии — это экономия школьных денег, которые можно перераспределять, в том числе и на выплаты стимулирующего характера педагогам. Я могу привести такой пример: один мой знакомый дал задание своему ребенку в течение лета экономить электроэнергию, с условием, что он потом получит половину сэкономленных средств. Мальчик ходил и выключал везде свет, проверял, чтобы не капали краны и пр. Через 3 месяца получил 500 руб. Так что даже не вкладывая ни копейки в эти мероприятия, можно получить существенный эффект экономии, до 30%. Модель бережливого хозяйствования, как ни банально, даст быстрый и ощутимый результат. Учителя должны быть в группе заинтересованных лиц, ведь закон N 261-ФЗ предусматривает, что сэкономленные деньги школа может направить и на мотивацию преподавателей.

Скачать