Наверх

Проект портала eprussia.ru "Задай вопрос эксперту"

15 Мая 2016
Газета «Энергетика и промышленность России» № 09 (293) май 2016 года, 15.05.2016

— Екатерина Вячеславовна, расскажите, пожалуйста, пользуются ли спросом российские инновационные проекты за рубежом?

Светлана Корнилова, проектировщик, Ростов-на-Дону

— Наверное, таких проектов немало, но в сфере энергетики более крупным проектом, пользующимся интересом и спросом за рубежом, является строительство АЭС нового поколения. «Проект-2006» — серия новых блоков ВВР. Данные проекты уже реализуются в Индии, Бангладеше, Турции и других странах.

— Уважаемая Екатерина Вячеславовна, повлиял ли на сферу инноваций рост курса иностранной валюты? Принимаются ли какие-то меры?

Иван Козлов, ИТ-специалист, Татарстан

— Безусловно, курс валюты повлиял на все сферы, и на инновации в том числе. Но государство осуществляет финансовую поддержку программ в области импортозамещения и разработок инновационных продуктов. Во исполнение антикризисного плана от января 2015 года (распоряжение правительства РФ от 27 января 2015 года № 8-р) в апреле 2015 года года Минпром-торгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 19 отраслевых программ импортозамещения на ближайшие годы. Наряду с уже реализуемыми субсидиарными мерами поддержки, особую роль в импортоза-мещении играет Фонд развитая промышленности, который обеспечивает льготное финансирование предпроиз-водственной стадии проектов.

— У нас имеется около 20 ГВт «лишних» мощностей, тогда как в новостях мы постоянно читаем об отключениях потребителей, в том числе за долги. При этом специалистам понятно, что недогрузка мощностей приводит к снижению КПД системы и повышению потерь. Что предпринимается, чтобы повысить эффективность?

Юрий Анатольевич Гордиенко, энергоаудитор, Ульяновск

— Официальные потери в сетях составляют около 10 процентов. При этом реальные потери доходят до 20-30 процентов. Кроме того, все мощности не работают одновременно, так как часть выведена в ремонт, часть находится в ограничении. Некоторые станции работают не на выработку электроэнергии^ на выработку тепла. Поэтому производить прямой подсчет заявленных мощностей некорректно. Вопрос о принимаемых мерах по данному направлению относится непосредственно к специалистам ПАО «Интер РАО».

— Уважаемая Екатерина Вячеславовна! Насколько успех в реализации проектов Центра энергоэффективности «Интер РАО» зависит от позиции местных властей, общественных организаций, бизнеса? Какие регионы являются наиболее «продвинутыми» в этом отношении, какие, напротив, разочаровывают?

Ирина Федорова, ЖКХ, Красноярский край

— В настоящее время Центр энергоэффективности «Интер РАО» реализовал проекты более чем в сорока семи регионах России. Реализация любого проекта зависит в первую очередь от заинтересованности заказчика. Региональные и муниципальные бюджетные проекты — не исключение. Администрация не только должна осуществлять контроль за ходом проекта, но и принимать в нем непосредственное участие, особенно когда речь идет о сложных проектах, где возникает много нестандартных ситуаций,требующих административного регулирования. Во многих регионах созданы местные центры энергосбережения, которые выступают либо от имени администрации, либо какэкспертпри принятии решения о внедрении того или иного продукта. Их помощь и участие зачастую очень существенны.

Рядовые граждане тоже являются участниками реализации, например, таких проектов, как создание АИИС КУЭ. При замене счетчиков в многоквартирном доме необходимо получить согласование управляющей компании и непосредственно самих граждан. К сожалению, часто из-за пассивной позиции граждан и длительности получения согласований и допуска непосредственно на объект сдвигаются сами сроки реализации проекта, возникают риски начисления штрафных санкций исполнителю.

Есть и такие печальные примеры незаинтересованности в реализации проектов, когда администрация региона выделяет бюджетные средства, а, к примеру, директор школы не заинтересована во внедрении автоматизированной котельной, так как ее муж работает кочегаром на существующей. Человеческий фактор присутствует при реализации любого проекта.

Одними из самых сложных по реализации проектов, с нашей точки зрения, являются многие регионы Кавказа. Продвинутыми — Псковская область, Московская область, много интересных проектов реализуется в Татарстане.

— Екатерина Вячеславовна, какая из региональных программ в области энергоэффективности стала наиболее инновационной?

Игорь Алексеев, инженер, Вологда

— Одной из наиболее интересных программ в области инновационных решений стала программа Псковской области по строительству завода по производству пеллет и переводу котельных на местные виды топлива. Этот проект не только инновационен, но и эффективен. Ведь вопрос состоит не только во внедрении инновационных решений, но и в получении практической выгоды от их внедрения для граждан, а также в улучшении в результате внедрения проекта общей экономической ситуации в регионе.

В Московской области осуществляется установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов в муниципальных учреждениях; это, безусловно, эффективное и полезное решение. Много интересных инновационных решений, имеющих пользу для потребителей, реализуется крупными госкомпаниями. Так, в ПАО «М0-ЭСК» в двух районах внедрена система по автоматической выдаче техусловий на присоединение к сетям, а сейчас идет тиражирование данной инновации на всю территорию Москвы. Кроме того, реализуются проекты по метеопрогнозированию аварийных отключений линий электропередачи для мобилизации аварийных бригад и сокращения сроков восстановления поврежденного оборудования. ПАО «Ростелеком» разработало универсальный прибор передачи электроэнергии и предоставления услуг связи (телефон, интернет, ip-телевидение).

— Екатерина Вячеславовна, можете ли вы поделиться результатами личных энергосберегающих программ на бытовом уровне?

Светлана Ивлева, Урал

— Как бытовой потребитель электроэнергии я придерживаюсь «энергосберегающей модели поведения»: бытовая техника с высоким классом энергоэффективности, светодиодное освещение, радиаторы с терморегуляторами, энергоэффективные стеклопакеты, разумное пользование водой. Существенно позволяет экономить светодиодное освещение. Конечно, в идеале хочется жить в «умном» доме, где есть возможность управлять энергопотреблением с мобильного телефона.

— Уважаемая Екатерина Вячеславовна! Как вы прокомментируете перспективы такого инновационного направления, как электромобили?

Иван Соколовский, работник автопрома, Санкт-Петербург

— Миф о грядущем доминировании электрических автомобилей не хочет умирать. Тем не менее исследования IHS Global Insight на долю полностью электрических автомобилей отводят всего 0,6 процента от мировых продаж в 2020-м, а в большинстве прогнозов доля электрокаров к 2050 году составит не более 25 процентов от всего объема продаж. Кроме того, не стоит забывать, что необходимо строить соответствующую развитую инфраструктуру с заправками. Каким образом сейчас автовладельцы в крупных городах, где до 60 процентов всех автомобилей припаркованы у обочины, смогут заряжать свои автомобили?

Европейский доклад о состоянии электромобильной промышленности прогнозирует, что полный переход на электромобили потребует не менее чем 15-процентного увеличения уровня потребления электроэнергии в Евросоюзе, а появление на дорогах Европы электрокаров не приведет к сокращению выбросов углекислого газа до тех пор, пока вся потребляемая ими электроэнергия или как минимум ее большая часть не будет производиться из ВИЗ. В то же время, например, в США в 2008 году 49 процентов электроэнергии было произведено при сжигании угля, 20 процентов — при сжигании природного газа, еще около 20 процентов — на АЭС, и 6 процентов — на ГЭС, остальная часть энергии производилась с использованием мазута, ветра и геотермальных источников. Таким образом, при строительстве автозаправок для автомобилей будет использоваться электроэнергия, получаемая при сжигании в основном угля и газа, и об эколо-гичности электромобильного бизнеса речь пока не идет.

Кроме того, критерии массового внедрения — доступность и надежность. К сожалению, в настоящее время электромобили не отвечают этим параметрам. С моей точки зрения, на сегодняшний день более существенную перспективу имеют гибридные автомобили.

Единственным исключением может быть Израиль — так как именно там имеются идеальныеусловия для внедрения электроавтомобильного транспорта: Израиль окружен странами, с которыми находится в напряженных отношениях, и в случае перекрытия поставоктоплива у них возникнет коллапс. При этом Израиль — достаточно небольшое государство, и создать полномасштабную сеть автозаправок стратегически важно для минимизации риска подобного рода давления. У них уже сейчас реализуется план по внедрению электромобилей со сменными батареями.

Полную версию читайте на сайте eprussia.ru