Наверх

Подведение итогов конкурсного отбора лучших рацпредложений в сфере энергоснабжения и энергоэффективности среди студентов и аспирантов

29 Мая 2013
Радиостанция Эхо Москвы, 29.05.2013

Подведение итогов конкурсного отбора лучших рацпредложений в сфере энергоснабжения и энергоэффективности среди студентов и аспирантов

В передаче участвуют:

  • Тамара Меребашвили — заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС»
  • Дмитрий Калачев — начальник отдела Департамента управления сетью подведомственных организаций Минобрнауки России
  • ведущие — Ольга Журавлева и Алексей Осин


Источник: радиостанция Эхо Москвы, 29.05.2013



О.ЖУРАВЛЕВА — В Москве 16 часов и 8 минут. И мы представляем наших гостей, это Дмитрий Калачев — начальник отдела Департамента управления сетью подведомственных организаций Минобрнауки России. Здравствуйте, Дмитрий!

Д.КАЛАЧЕВ — Добрый день!

О.ЖУРАВЛЕВА — И Тамара Меребашвили — заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС». Здравствуйте, Тамара!

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Здравствуйте!

А.ОСИН — Здравствуйте!

О.ЖУРАВЛЕВА — Мы эти длинные должности не будем часто повторять, будем лучше по именам к вам обращаться. Но, самое интересное, что тема, которую мы наблюдаем в развитии: Подведение итогов конкурсного отбора лучших рацпредложений в сфере энергосбережения и эффективности среди студентов и аспирантов. В нашем же эфире некоторое время тому назад представляли начало этого конкурса. Была поставлена задача, студентов, аспирантов пригласили к такому конкурсу. То есть, самое интересное, конечно: чем же дело кончилось? Почему, рацпредложения искали среди студентов и аспирантов — это первый вопрос. Был ли у этого конкурса, все-таки, в первую очередь, образовательный аспект или все-таки хотелось получить какие-то результаты? Кто ответит?

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Я могу начать.

О.ЖУРАВЛЕВА — Давайте, Тамара.

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Может быть, Дмитрий меня поддержат, с точки зрения, именно, представителя власти, профильного министерства. Я, так сказать, со стороны представителей бизнеса скажу, зачем нам это было нужно, почему для нас этот конкурс был интересным. Во-первых, для того, чтобы искать таланты, безусловно. На сегодняшний день мы наблюдаем некий рост заинтересованности в данном направлении. Это связано, в том числе и с требованиями законодательства, и с тем, что проверки проходят, выполняются ли требования по энергоэффективности, по снижению затрат на энергоресурсы, имеем ли мы, действительно, какую-то экономию, или все это профанация. Собственно говоря, чтобы в этой сфере работать, нужны опытные кадры. В кадрах как всегда мы испытываем недостаток. По своей компании могу говорить, что очень сложно найти грамотных специалистов. Приведу такой пример. Сейчас очень популярно мероприятие по модернизации освещения, то есть, замена неэффективных приборов освещения — лампочек, простым языком говоря — на эффективные, в том числе, на светодиодные. Простая замена — то есть, одну лампочку на другую — она будет не правильной, это будет кустарный подход. Как раз, более верно, сделать замеры, посмотреть, сколько высота потолков, какие требуется места осветить, исходя из норм освещенности, которые установлены СНИПом, то есть, нужно делать технические расчеты. Эти расчеты делаются специальными образованными людьми.

Так вот, расчетчиков-светотехников сейчас просто не найти, и, если позвонить в вузы, которые готовят, собственно говоря, этих светотехников, то я вам хочу сказать, что со 2-го курса все разобраны и очередь на ребят стоит — это факт. И по другим специальностям — точно так же. То есть, мы испытываем, действительно, серьезный недостаток в опытных и образованных ребятах инженерных специальностей по данному направлению. Ну, конечно, для нас было интересно,найти ребят, которые не просто получили профильное образование, но еще и проявляют себя, обладают каким-то творческим началом, готовы поделиться своими идеями, внести что-то новое — это бесценно.

О.ЖУРАВЛЕВА — То есть, конкурс был абсолютно серьезный? Обратились люди за рацпредложениями не для того, чтобы их чем-то занять и проверить, как они учатся...

А.ОСИН — Но, как-то получается подмена цели, потому что вы ищите не идеи, а специалистов на самом деле.

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Нет, тут можно сказать, мы трех зайцев пытались убить. Вот, тут, наверное, я про два рассказала.

О.ЖУРАВЛЕВА — Давайте, давайте, Дмитрий, третий заяц.

Д.КАЛАЧЕВ — Помимо того, чтобы удовлетворить потребность бизнеса, на самом деле, первичная цель была просветительская такая деятельность; и создание обсуждения некое тех вопросов, которые Тамара уже озвучила. Они сегодня важны: энергоэффективность — одна из наиболее актуальных тем. И образование в этой области тоже играет не маленькую роль, а на сегодняшний день, я бы сказал, что самую главную роль. И нужно проявить интерес к теме, нужно рассказать людям, что это такое. Это основная цель Министерства образования была, когда мы объявляли конкурс, как конкурс, проект, который выиграл победитель и организовал сам конкурс непосредственно, о котором мы сегодня говорим. Мне кажется, та основная задача, которая позволила людей сконцентрировать по одной тематике, собрать их по различным регионам.

О.ЖУРАВЛЕВА — Ну, и заодно просто какой-то интерес поднять среди студентов.

Д.КАЛАЧЕВ — Поднять интерес со стороны преподавателей, со стороны студентов, потому что люди из абсолютно различных вузов — это вся страна, это больше 160 вузов.

О.ЖУРАВЛЕВА — То есть, не только инженеры, о которых Тамара говорила.

Д.КАЛАЧЕВ — И гуманитарные и инженерный — то есть, очень много, потому что было 10 номинаций, они абсолютно разные и энергоэффективность в различных сферах и сама энергоэффективность по-разному.

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Как социальное явление.

Д.КАЛАЧЕВ — Как социальное явление. Поэтому, основная, все-таки цель, это донести до людей еще раз, чем нам грозит быть неэнергоэффективными, проявить интерес.

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — В том числе создать, действительно, создать условия, при которых и студенты и преподаватели будут понимать, что это не просто какая-то учебная дисциплина, а она имеет действительно, практический характер.

Д.КАЛАЧЕВ — Да, это жизнь.

О.ЖУРАВЛЕВА — А, скажите, пожалуйста, как конкурс проходил? Понятно, кто-то заинтересовался, прислал свои заявки на этот конкурс. Значит, вузы должны были пойти как-то навстречу этим людям, предоставить им какие-то возможности. Может быть, даже отвлечься от иных занятий, потому что вот — человек конкурсу готовиться. Насколько престижно это было для вузов. Насколько я знаю, не все из них были профильные. Может быть, в панике прибегали к вами и говорили: «Боже мой! Почему они занимаются какой-то, вообще, чепухой. Им нужно заниматься древними языками». Как это все было, расскажите?

Д.КАЛАЧЕВ — Надо было, наверное, расставить акцент, что конкурс был не среди вузов, а конкурс был среди обучающихся.

О.ЖУРАВЛЕВА — Понятно, да.

Д.КАЛАЧЕВ — Вузы не имели цели и задачи помогать обучающимся, а обучающиеся основывались исключительно на своих знаниях, исключительно на своей логике.

О.ЖУРАВЛЕВА — И, только в свободное от учебы время.

Д.КАЛАЧЕВ — И только в свободное от учебы время. Хотя, наверняка были случаи, когда вузы помогали, но мы об этом не знаем, и не было такой задачи, отслеживать. Конкурс проходил в два этапа. Было создано отдельное информационное поле, где обменивались информацией все те, кто были заинтересованы.

О.ЖУРАВЛЕВА — Ну, это сайт какой-то?

Д.КАЛАЧЕВ — Да, это в форме сайта. Было два этапа: один региональный, другой федеральный. И уже к завершению федерального этапа — это подведение итогов конкурса. 10 номинаций, о которых я говорил. В каждой номинации до 17 человек победителей.

О.ЖУРАВЛЕВА — А можно, вообще, сказать, какое количество студентов вы охватили?

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Большое.

Д.КАЛАЧЕВ — Были некоторые формальные требования к заявкам. Поступило заявок 323, которые соответствовали требованиям. Помимо этого было больше заявок, но они по формальным вещам не совсем соответствовали.

А.ОСИН — То есть, больше половины людей наградили, получается. 10 категорий, 17 в каждой.

Д.КАЛАЧЕВ — До 17 я сказал. То есть, у нас было где-то 3-4, в зависимости от формирующихся заявок и формирующихся рацпредложений, потому что в каждой номинации разные там и количество, и содержательные их характеристики. У нас победители из 323 — 140 человек. Из 150 вузов эти люди. Практически, 60 регионов страны задействованы. Могу выделить какие-то несколько регионов, которые были наиболее активными.

О.ЖУРАВЛЕВА — Давайте сделаем после перерыва на рекламу. Обязательно вернемся к конкурсу лучших рацпредложений в сфере энергосбережения.

РЕКЛАМА.

О.ЖУРАВЛЕВА — В Москве 16 часов и почти 17 минут. В дневном «Развороте» у Ольги Журавлевой и Алексея Осина в гостях находятся организаторы конкурса, можно так сказать, некоторые из организаторов конкурса Лучших рацпредложений в сфере энергосбережения и эффективности среди студентов. Конкурс закончился. У нас в гостях Дмитрий Калачев-начальник отдела Департамента управления сетью подведомственных организаций Минобрнауки России и Тамара Меребашвили — заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС». Вы уже рассказали, что почти 140 человек стали — это называется лауреаты конкурса?

А.ОСИН — Победители.

О.ЖУРАВЛЕВА — А, сколько было предложений? Я понимаю, что работали не все по одному, работали группами. В конечном итоге, сколько предложений вызвало интерес заказчиков, скажем так.

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — По условиям конкурса должны были быть отобраны 100 заявок. Победителей, как мы уже обозначили — 140.

Д.КАЛАЧЕВ — Не менее 100 заявок — это требование государственного контракта, потому что конкурс проводился по госконтракту. Поступило 323 рацпредложения, о которых я уже говорил. Это 323, которые соответствовали определенным требованиям, выдвигаемым к этом заявкам в процессе из сбора. На самом деле заявок было больше, просто не все соответствовали требованиям.

О.ЖУРАВЛЕВА — Ужасные вещи вам тут пишут наши слушатели: «Это называется грабеж — вытащить идеи у молодых специалистов, а патенты и деньги заграбастать себе». Вот, об этом, кстати. Формальная сторона: Минобрнауки, серьезные организации — как это контролировалось? Заявки — чтобы они имели авторство и имели какие-то последствия?

Д.КАЛАЧЕВ — Авторство они имеют, потому что конкурс публичный, он опубликован. Авторы каждого рацпредложения нам известны. Следующий момент. Говорить о том, чтобы там появился некий объект нематериальных активов...

О.ЖУРАВЛЕВА — То есть, патент.

Д.КАЛАЧЕВ — ...ну, да — объект, какая-то разработка, еще что-то — наверное, немножко рано. То есть, это, все-таки, более проработанный должен быть и глубокое изучение, то есть, это некий результат, который можно куда-то внедрять. На сегодня мы говорим, что это какие-то предложения. То есть, не факт, что это еще в будущем можно все реализовывать, хотя мы надеемся, что каждое из этих предложений найдет свое будущее.

О.ЖУРАВЛЕВА — У вас, у наших гостей: у Тамары и у Дмитрия есть любимые? Вот, что вас, действительно, лично поразило — я не знаю — простотой, оригинальностью, находкой какой-то?Может, что-то запало в душу?

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Отдельно сказать о том, что есть какая-то любимая работа — это, наверное, не совсем правильно.

О.ЖУРАВЛЕВА — Но, уже все закончилось!

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Я могу сказать, что меня поразил уровень подготовки самих документов, уровень проработанности, знания студентов — это, как правило, были студенты 1 курса магистратуры — знание основ экономики...

А.ОСИН — То есть, это, фактически, шестой курс?

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Да. Они прекрасно формировали свою идею с технической точки зрения, техническим языком, схематично изображая, показывая эффект и при этом все это приводили в экономику, показывали такие показатели, как NPV, IRR, в общем окупаемость, дисконтированная не дисконтированная. То есть, я реально порадовалась за уровень нашего образования. Хочется думать, что это то, чему наших студентов учат в вузах, но это замечательно. Это полностью готовый к работе молодой боец, которого можно уже...

А.ОСИН — Тамара держится, как разведчик. Тренеру говорят: «Вот, кто у вас в команде хорошо сыграл?» — «А я не буду никого выделять, победили всей командой!»

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Тепловые насосы — мне работа очень понравилась. Потом, ребята подготовили даже образец прибора учета, который определяет, сколько потреблено электроэнергии из конкретной розетки. И, в общем, вышли с предложением заменить аппараты, которые стоят на РЖД и на станциях на такую систему, которая позволяет любому, собственно говоря, водя в общественное здание, подключиться к любой розетке и через интернет, через Wi-Fi заплатить эти два рубля...

О.ЖУРАВЛЕВА — То есть, «можно я попользуюсь вашей розеткой?» — как у нас говорят иногда.

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Именно так, да. Молодцы.

О.ЖУРАВЛЕВА — Слушайте, это на самом деле интересно.

А.ОСИН — А чего же интересно, если раньше бесплатно было, а теперь за деньги?

О.ЖУРАВЛЕВА — Да, ладно! В некоторых местах именно поэтому и не пускают, потому что электричества жалко. А теперь ты пришел, честно, как за телефон ты заплатил поминутно, точно так же поминутно заплатил...

А.ОСИН — И дырочка для монетки.

О.ЖУРАВЛЕВА — А, почему нет? Я думаю, здорово. А, скажите, пожалуйста, Дмитрий, у вас был какой-нибудь... — не знаю — может быть, студент в какой-то неожиданной для вас сфере проявил себя хорошо.

Д.КАЛАЧЕВ — Я бы, например, отметил номинацию, которая нас заинтересовала больше всего, потому что одна из задач — повторяюсь уже — это просвещение в области энергоэффективности для Министерства образования.

О.ЖУРАВЛЕВА — И просвещения Министерства образования в области того, какие у нас студенты.

Д.КАЛАЧЕВ — В том числе, наверное, да. Была такая номинация: Лучшее рацпредложение в области популяризации. И вы знаете, мы для себя открыли такие креативные подходы для реализации этой идеи!

А.ОСИН — Ну, например.

О.ЖУРАВЛЕВА — Что — мультфильмы вам показывали? Что делали?

Д.КАЛАЧЕВ — Да, ролики — это одна из составляющих частей, потому что мы говорим сегодня, что все видят интернет и основное количество пользователей информацию получают из интернета, поэтому это, наверное, основное — видеоролики. Но, абсолютно разные идеи, конечно, может быть, не все нашли отражение, как победители, но, тем не менее, мы для себя вынесли кое-что и в своей дальнейшей работе буем использовать для себя, для популяризации со стороны Министерства образования темы энергоэффективности.

О.ЖУРАВЛЕВА — Ну, с авторскими правами, я надеюсь, все хорошо?

Д.КАЛАЧЕВ — Мы их нарушать не будем.

А.ОСИН — Ну, хотя бы творческий коллектив, который доработает ту или иную идею включите студентов-аспирантов?

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Этот вопрос урегулирован гражданским законодательством, никто не собирается их нарушать.

О.ЖУРАВЛЕВА — Хорошо. Тогда вопрос Тани — нашей слушательницы: «Была ли какая-то материальная заинтересованность участников и кто заинтересован в результатах конкурса?»

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Я уже сказала, что заинтересованы в результатах, собственно говоря, бизнес-сообщество, которое видит эти кадры.

Д.КАЛАЧЕВ — Ну, не только.

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Не только. Понимаете, этот конкурс — почему я говорила про трех зайцев? — у нас в советские времена была некая система социальных лифтов, когда человек, поступая в вуз, понимал, куда он попадет по распределению и, в принципе, не было проблемы, связанной с трудоустройством после окончания. На сегодняшний день такой системы не существует. И, как правило, расхожим мнением считается то, что, если у тебя нет знакомых, связей или каких-то лобби — ты никогда в жизни не попадешь в крупную компанию, тем более, государственного уровня, такую, как «ИНЕР РАО», «Газпром», «Росатом». И двери для тебя, абсолютно, все закрыты, каких бы ты семи пядей во лбу не был. Такой конкурс — это попытка в какой-то степени восстановить этот социальный лифт, потому что, действительно, ребят сейчас будут разбирать, они все трудоустроятся. И, с точки зрения, некоей материальной заинтересованности, я считаю, что это гораздо более эффективный способ мотивации, чем выдача им денег. Возможность попасть на стажировку, на практику в компанию...

О.ЖУРАВЛЕВА — То есть, можно сказать, что финансовых призов не было на этом конкурсе.

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Нет, не было такой цели. Это неправильная мотивация была бы.

А.ОСИН — А, давайте я вас подловлю. Вы же сами сказали только что, что второкурсников уже разбирают, даже тех, кто в конкурсе не участвует. Ну, если всех так разбирают, зачем тогда стараться. Грамоту только дадут.

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Ну, во-первых, специальностей множество и, действительно, кроме светотехников есть еще и другие специальности: теплотехники, электрики — те, кто заканчивает такие, узконаправленные специальности. И я думаю, что не все легко трудоустраиваются, и я не думаю, что у них есть предложения попасть в крупную компанию с иностранным капиталом или вот, как я назвала уже всем известные имена. А, с помощью такого конкурса, просто проявив себя, сконцентрировавшись, показав волю к победе, они, совершенно достойным образом себя преподнесли, получат соответствующую награду.

О.ЖУРАВЛЕВА — Ну, а, собственно, по результатам конкурса, они получили — что? Грамоту, зафиксированы их имена в каком-то отчетном списке — что там?

Д.КАЛАЧЕВ — Да, безусловно, процедура награждения представляла собой некую торжественную процедуру, связанную с вручением дипломом и таких небольших обелисков для первых мест в каждой номинации. Я бы хотел еще раз — раз этот вопрос возникает — то разделить его на две части, то есть: заинтересованность и мотивация, какая? Первая часть: проявить себя, поблагодарить тех учителей, тех преподавателей, которые дали возможность человеку победить в таком конкурсе. А второе — это, конечно, получить некие практические знания, которые выражаются в форме стажировок: более 120 мест в российских компаниях и 20 мест...

О.ЖУРАВЛЕВА — А, то есть, стажировки тоже были предложены.

Д.КАЛАЧЕВ — Бесплатная, абсолютно, стажировка. Организаторы конкурса полностью оплачивали поездку, кроме визы и знания языка. Это некий материальный вклад, но выражен в форме стажировки и носит не только денежный эквивалент, но и еще и каких-то дополнительных практических знаний.

О.ЖУРАВЛЕВА — А вы не боитесь, что сейчас отправили на стажировку за границу самых креативных, самых творческих, самых изобретательных, самых высокообразованных и они в результате сюда не вернуться.

Д.КАЛАЧЕВ — Благодаря, как раз, таким конкурсам мы стараемся сформировать представление у наших специалистов будущих о том, что России все будет хорошо.

О.ЖУРАВЛЕВА — Если хорошо работать.

Д.КАЛАЧЕВ — Если хорошо работать. Поэтому мы не переживаем за это.

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Я, наверное, коротко еще добавлю. Дело в том, что России это очень выгодный бизнес. И все иностранные компании видят для себя огромные перспективы в развитии. Эти специалисты не пропадут для России, потому что они будут ровно здесь и работать.

А.ОСИН — Я бы даже добавил «вопреки расхожему мнению...» — такой штамп есть журналистский!

О.ЖУРАВЛЕВА — Вот, Таня для себя не выяснила еще один вопрос: «Этот конкурс все-таки ради популяризации или поиск кулибиных и эдисонов?» Я так понимаю, что кулибиных и эдисонов уже нашли, а популяризация...

Д.КАЛАЧЕВ — Это одна из задач, которая стоит перед Министерством образования в области энергоэффективности; соответственно, она, таким образом, была реализована.

О.ЖУРАВЛЕВА — Ну, а что с рацпредложениями-то? Всех поздравили, руки пожали, на стажировку поехали, а дальше — что? Какие предложения? Кто-то заинтересовался, внедрить их уже по-серьезному куда-то.

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Рано сейчас об этом говорить...

Д.КАЛАЧЕВ — Да, немножко рано. На сегодняшний день предметным является то, что заинтересовались в целом в видении этих людей — кто выиграл — в структурах, в том числе, на базе Министерства образования создан комплексных центр, например, по энергоэффективности, во всех Федеральных округах Российской Федерации. Соответственно из различных округов, откуда человек приехал — он там же может остаться и работать в том же комплексном центре на базе министерства.

О.ЖУРАВЛЕВА — Ну, скажите тогда в заключении, какой регион у нас оказался самым изобретательным и энергоэффективным в будущем, есть у вас лидер какой-то?

Д.КАЛАЧЕВ — По плотности населения, я думаю, исключительно.

О.ЖУРАВЛЕВА — То есть, нельзя сказать, что в стране есть более креативные и менее креативные студенты, которые в разных местах находятся.

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Во-первых, в Москве просто сосредоточено большое количество вузов, в них учатся, собственно говоря ребята из разных регионов. Говорить о том, какой регион более...

Д.КАЛАЧЕВ — Да, исключительно из-за плотности. Можно отметить, наверное, такие регионы, как: Астраханскую область, Воронежскую область, Новосибирскую область, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, соответственно; Свердловская область и Тюменская область.

Т.МЕРЕБАШВИЛИ — Уфа.

О.ЖУРАВЛЕВА — Отлично! Спасибо вам большое!

А.ОСИН — Будем надеяться, что вы продолжите — не последний конкурс.

О.ЖУРАВЛЕВА — Да, продолжайте с конкурсами, нам будет интересно. У нас в гостях были: Дмитрий Калачев -начальник отдела Департамента управления сетью подведомственных организаций Минобрнауки России и Тамара Меребашвили — заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС». Спасибо!