Наверх

Государственно-частное партнерство возможно и в сфере ЖКХ

  • Максим Савцов
26 Июня 2015
Газета «Энергетика и промышленность России» № 11 (271) июнь 2015 г., 26.06.2015

В этих непростых условиях перед компаниями, реализующими проекты в сфере повышения энергоэффективности, оставался единственный путь — поиск надежных инвесторов, инжиниринговых компаний, которые готовы были взяться за проекты долгосрочного финансирования. Инвесторов на российском рынке сегодня единицы, а начавшийся банковский кризис и дефицит заемных средств западных банков еще больше сужают этот круг. Одной из самых перспективных форм сотрудничества с органами исполнительной власти на местах является государственно-частное партнерство, уверен ведущий эксперт управления по работе с клиентами ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС» Максим Савцов. Выступая на круглом столе, он рассказал о новых возможностях при работе в формате ГЧП и реализованных Центром энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС проектах.

ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС» было создано на паритетных началах ГК «Росатом» и группой «Интер РАО» для реализации положений № 261‑ФЗ на дочерних структурах. Год основания — 2010. Главные компетенции компании — инжиниринг и консалтинг в сфере внедрения энергоэффективных технологий. Компания реализовала проекты в 47 регионах России, география присутствия включает Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новороссийск, Краснодар и Владивосток. В 2012 году компания начала свою деятельность на внешнем рынке.

— За два года программы повышения энергоэффективности материнской компании «Росатом» была достигнута весомая экономия денежных ресурсов, — сообщил господин Савцов. — Помимо внутренних проектов материнских компаний в сферу нашей деятельности входят государственные и муниципальные заказчики, компании и бюджетные учреждения из различных секторов ЖКХ и промышленности. Например, в прошлом году финишировал проект по комплексному развитию коммунальной инфраструктуры Железногорска Красноярского края и Кургана, был выполнен проект по разработке схемы водоснабжения и водоотведения Волжского Волгоградской области. В Приморском крае была разработана схема теплоснабжения города Фокино. За последние два года компания реализовала двадцать проектов в муниципальных районах по поставке энергоэффективного котельного оборудования с высоким КПД. Программы по повышению энергоэффективности актуальны и обусловлены значительным физическим износом основных фондов, их низкой технологической надежностью, значительными потерями при производстве, передаче и потреблении энергоресурсов, существенным расходом первичных энергоресурсов, а также низкой обеспеченностью средствами муниципального бюджета для реализации инвестиционных программ в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Как бы ни были очевидны перспективы подобных проектов, дальнейшему развитию воспрепятствовал экономический кризис. Многие руководители, в том числе и нашей компании, задались очередным вопросом — а существуют ли иные формы при реализации региональных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности в бюджетной сфере? Оказалось, что приемлемыми форматами взаимодействия государства и энергосервисного бизнеса могут стать энергосервисный контракт, договор с инвестиционным обременением и концессионное соглашение.

— На фоне кризисных явлений несомненный интерес представляет концессия как наиболее законодательно описанный вид ГЧП, применимый для объектов ЖКХ, — отметил Максим Савцов. — В ходе переговоров с кредитными организациями выяснилось, что государством создан механизм поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования — в рамках постановления правительства РФ № 1044 от 11 октября 2014 года «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования», федеральным бюджетом было выделено порядка полтриллиона рублей государственных гарантий по кредитам на реализацию инвестиционных проектов. Эти деньги должны быть направлены целевым финансированием на развитие инфраструктурных проектов — модернизацию основных фондов ЖКХ. Механизм государственно-частного партнерства подразумевает совмещение интересов бизнеса и государства — при вхождении частного инвестора в проект сегодня возможно привлечение заемных средств с годовой ставкой по формуле «ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации плюс 1 процент годовых». При этом емкость рынка достаточно высока: на один город с населением свыше 100 тысяч человек нужно потратить 1 миллиард рублей, а таких городов в России насчитывается 165. Государство задает нам лишь общий вектор движения, все остальное мы должны сделать сообща.

Ссылки