Наверх

Энергосервисный контракт – возможности для бюджетной сферы

9 Августа 2013
Журнал «Руководитель бюджетной организации», 09.08.2013

В соответствии со ст. 24 Закона об энергосбережении1 начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им топливно-энергетических ресурсов в течение пяти лет не менее чем на 15% объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.

Бюджетные учреждения вправе заключать энергосервисные договоры, предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов. Поговорим о проблемах и особенностях заключения таких договоров. Наш собеседник — Петров Иван Валерианович, главный специалист дирекции по реализации энергосервисных контрактов ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС».

— Что такое энергосервисный контракт?

— Согласно ст. 19 Закона об энергосбережении предметом энергосервисного договора является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

То есть энергоэффективными являются мероприятия, направленные на снижение потребления объектом топливно-энергетических ресурсов (газа, мазута, угля, электроэнергии, воды, компонентов охлаждения). Особенно актуальными в бюджетной сфере являются следующие мероприятия:

  • 1. Реконструкция индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) с внедрением автоматического узла регулирования подачи тепловой энергии.
  • 2. Установка тепловых экранов за батареями, промывка, гидравлическая наладка систем отопления, установка термоклапанов на радиаторы отопления.
  • 3. Замена ртутных ламп и светильников на натриевые или светодиодные для уличного освещения и светодиодных для внутреннего освещения.
  • 4. Автоматическое регулирование электрического освещения путем использования датчиков освещенности помещений (для учета погодных условий и времени суток).
  • 5. Установка ЧРП на насосы водоснабжения, приточно-вытяжные электромоторы, моторы с рваным графиком работы или требующие снижения скорости работы, внедрение устройств плавного пуска.
  • 6. Внедрение многоставочных счетчиков.
  • 7. Внедрение компенсаторов реактивной мощности, автотрансформаторов, устройств перераспределения нагрузки по фазам.

— Какие формы сотрудничества возможны у бюджетного учреждения с энергосберегающими организациями?

— Существуют два варианта энергосервисного договора. Первый можно назвать классической энергосервисной схемой, когда энергосервисная компания на основании заключенного контракта вкладывает деньги в объект. За счет проведения энергосберегающих мероприятий достигается планируемая экономия. Часть сэкономленных средств в течение оговоренного периода энергосервисная компания оставляет себе, окупая затраты на модернизацию и получая определенную прибыль. Заказчик при этом не платит за энергоресурсы больше, чем он платил раньше.

Другой вариант сотрудничества — подряд в рассрочку. Заказчик заключает с подрядчиком энергосервисный контракт, например на три года. Подрядчиком выступает энергосервисная компания. Она выполняет запланированные работы по энергосбережению и получает оплату за эти работы по определенному оговоренному графику, не претендуя на прибыль, полученную от сбереженных ресурсов, то есть независимо от достигаемой экономии. Первоначально платежи — и ежеквартальные, и ежемесячные — для заказчика, скорее всего, перекроют достигаемую экономию в денежном выражении. Это нормально — так энергосервисная компания страхует свои риски. Говорить об энергоэффективности можно будет сразу после проведенных мероприятий, об окупаемости затрат — только через несколько лет. Но это уже будет гарантированная экономия. Такие контракты более интересны энергосервисной компании — это реальные деньги.

Скачать