Наверх

Бизнес для эффективности

8 Ноября 2011
Коммерсантъ Business Guide (Энергоэффективность в образовании). Приложение, №61 (116), 08.11.2011

Государство намерено в ближайшие несколько лет значительно повысить энергоэффективность учебных заведений. Минобрнауки, координирующее этот проект, привлекло экспертов бизнес-структур. Опыт компаний, знакомых на практике с методиками повышения энергоэффективности, должен помочь чиновникам выбрать пригодные для российских условий проекты. Пока процесс привлечения бизнеса идет непросто, но некоторые компании уже в него включились.

Внедрение энергоэффективных технологий и энергосбережения в России, как часто случается, находится на стыке государственных программ и частных инициатив. С одной стороны, государство сделало энергоэффективность и снижение энергоемкости ВВП одной из ключевых тем своей экономической политики. Об этом говорит, например, существование целевых программ в этой сфере и отдельного департамента в структуре профильного ведомства — Минэнерго. Кроме того, энергоэффективность рассматривается как одно из профильных направлений в созданных и курируемых государством институтах развития, к примеру «Сколково» и ОАО «Роснано». С другой стороны, внимание к энергоэффективности готов проявлять и бизнес, причем как частный, так и государственный. Речь идет как о самостоятельных проектах по снижению энергопотребления собственных производств, так и о частно-государственном партнерстве в классическом виде, когда бизнес-структуры либо софинансируют госпрограммы, которые в перспективе могут дать коммерческий эффект, либо участвуют в формировании или уточнении госполитики в качестве экспертов.

Госучастие

Научные исследования и образование в области энергосбережения и энергоэффективности, курируемые государственными ведомствами, часто требуют подключения бизнес-составляющей. Например, Министерство образования и науки, отвечающее за эту сферу, является ключевым участником ряда программ, задачей которых является развитие энергосберегающих технологий. Еще в ходе предыдущей федеральной целевой программы по развитию образования в период с 2006 по 2010 год Минобрнауки выполняло работы по энергоаудиту, которые положили начало исследованиям в области энергосбережения, поясняет замдиректора департамента стратегического развития министерства Михаил Попов. Советник министра энергетики Евгений Зенютич напоминает, что еще в 1999 году в Министерстве образования была разработана и реализована пятилетняя федеральная целевая программа (ФЦП) по повышению энергоэффективности в образовательных учреждениях. «Мы начинали в 1999 году с семи крупных региональных вузов, а в 2004 году закончили программу, в которой участвовало более 700 учебных заведений,— говорит чиновник.— На базе крупных региональных вузов было создано порядка 40 центров энергоэффективности, которые начинали работу с собственных вузов, а потом перешли на эту работу уже по региону, то есть в школах, дошкольных учреждениях, на предприятиях».

По окончании первой ФЦП государство приняло новую пятилетнюю программу по развитию образования, рассчитанную на период до 2015 года. В состав научно-координационного совета программы входит и рабочая группа по энергоэффективности. Она координирует работы по рассмотрению и оценке проектов по энергосбережению образовательных учреждений. Кроме того, как уточняет господин Попов, «при комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики при президенте Российской Федерации сформированы рабочие группы, которые реализуют проекты по энергоэффективности в различных сферах».

Для поддержания деятельности таких рабочих групп используются и возможности коммерческих организаций, имеющих опыт в сфере энергосберегающих технологий. Минобрнауки заключило соглашения о сотрудничестве с «Роснано» и ОАО «Интер РАО ЕЭС», а также с ФГУ «Российский научный центр „Курчатовский институт“». Как пояснили «Ъ» в ООО «Центр энергоэффективности „Интер РАО ЕЭС“» (ЦЭ «Интер РАО» — совместное предприятие «Росатома» и «Интер РАО»), гендиректор которого Александр Корешев возглавил рабочую группу по энергоэффективности при научно-координационном совете Минобрнауки, среди основных задач группы — формирование идеологии и стратегии развития и реализации задач ФЦП, подготовка перечня предложений по реализации отдельных мероприятий, а также вынесение и защита проектов на НКС. По словам господина Корешева, «участие в рабочей группе ведущих экспертов и практиков в сфере энергоэффективности и энергосбережения позволило обеспечить оперативную и качественную подготовку принимаемых НКС решений». В состав группы входят также представители структурных подразделений Минобрнауки, научных организаций, технопарка «Курчатовский», «Росатома», Российского энергетического агентства при Минэнерго России, члены проектного офиса при рабочей группе по энергоэффективности комиссии по модернизации и технологическому развитию.

Роль бизнеса

Но бизнес-структуры в государственных программах нужны не только в качестве экспертов. Михаил Попов рассказывает о пилотном проекте для отработки энергоэффективных мероприятий в школах, стартовавшем еще в 2009 году: "Мы анонсировали проект в регионах, пригласили принять участие учреждения образования. Шесть регионов — Калуга, Тверь, Новгород, Пермский край, Татарстан, Ханты-Мансийский округ — выразили готовность к реализации пилота в своем регионе. Сейчас их, конечно, уже больше",— говорит он. По его словам, самое главное в этом проекте — создание типовых решений для учреждений образования, которые способствуют сокращению энергопотребления, а также отработка механизма инвестирования со стороны бизнеса в энергоэффективные технологии и мероприятия. "Это снизит нагрузку на бюджеты всех уровней и позволит упростить схему доведения финансовых средств до конкретного получателя«,—говорит он.

Господин Зенютич добавляет, что программы по энергосбережению в учреждениях образования предусматривают проведение как малозатратных мероприятий и мероприятий, связанных с капремонтом. «Конечно, это требует времени и денег,— говорит он,— потому что такой проект, как замена окон, с точки зрения окупаемости достаточно долгоиграющий— это 8-12 лет». Но, уточняет господин Зенютич, например, установка приборов, позволяющих регулировать теплопотребление, или замена освещения уже окупаются в течение двух-четырех лет и дают реальный эффект.

При этом, поясняет господин Зенютич, в программах по повышению энергоэффективности в образовательной сфере есть и реально «малозатратные вещи». "Поставить приборы учета на все виды энергоресурсов — это малозатратное мероприятие«,— говорит он. Сегодня, по словам чиновника, в России выпускается достаточно большой спектр приборов, которые позволяют провести замеры тепла. «По закону сегодня все бюджетные организации должны были быть оснащены приборами учета до конца прошедшего года, но реально не получилось,— сетует Евгений Зенютич.— Но я думаю, что в этом году задача будет решена».

При этом в Минобрнауки рассчитывают на весьма значительный экономический эффект от внедрения в школах энергосберегающих технологий за счет новых материалов и различных технологических решений — от замены лампочек накаливания на более экономичные источники света до автоматизированных блоков контроля температуры или блоков, регулирующих подачу тепла в здание. По мнению господина Попова, применение этих технологий позволит экономить до 40 млрд руб. ежегодно — это до 900 тыс. руб. в год на каждую школу. При этом сэкономленные деньги, уточняет он, могут быть потрачены на нужды учебного заведения — на ремонты, оборудование, библиотеки, на зарплаты учителям. "Наиболее эффективным мероприятием в части энергосбережения является установка автоматизированного индивидуального теплового пункта (его стоимость — 2 млн руб.)«,— полагает чиновник. Нагрузка финансирования должна лечь на федеральные органы власти, если это вузы, и на муниципальный уровень в случае школ. Срок окупаемости таких теплопунктов, по расчетам господина Попова,— пять лет.


Бюджетные деньги

Значительную часть финансирования проектов по энергосбережению в ближайшие годы будут обеспечивать государственные субсидии. Так, на создание и внедрение системы мониторинга мероприятий по повышению энергоэффективности в образовательных учреждениях в России предполагается потратить 30 млрд руб.— по 10 млрд руб. в год. И, хотя в целом ФЦП по развитию образования говорит о софинансировании мероприятий с помощью бюджетных и внебюджетных источников, конкретно этот проект негосударственных средств не предполагает. Впрочем, на фоне многих иных госрасходов суммы, заложенные на мониторинг энергоэффективности в образовании, не выглядят запредельными. Согласно проекту по внедрению программы энергоэффективности в учебных заведениях, основная финансовая нагрузка ложится на региональные и муниципальные бюджеты, в ведении которых находится самая большая сеть образовательных учреждений, соглашается Михаил Попов. Но при нехватке средств не исключено и привлечение банковских кредитов (Внешэкономбанк, Сбербанк), добавляет он. Значимую роль в этом процессе также играют саморегулируемые организации, которые имеют право привлекать инвестиции со стороны бизнес-структур. Средства, сэкономленные за счет осуществления мероприятий по повышению энергоэффективности, будут либо переданы в бюджет учебного заведения в случае финансирования из средств муниципалитета, либо перечислены на счет оплатившего их инвестора.

Рабочие группы, в которых принимают участие представители бизнес-структур, призваны вырабатывать решения по энергосбережению. Но универсального рецепта по энергосбережению, пригодного для всех, не существует. Михаил Попов пояснил, что готовилось несколько типовых решений для образовательных учреждений: «Мы понимаем, что для кого-то достаточно провести работы по сохранению теплового контура, для других нужны новые лампочки, фотоэлементы и так далее. Масштабы нашей страны не позволяют сформировать единую идеальную модель энергоэффективного здания». Только в этом году рабочая группа рассмотрела около 30 проектов по внедрению и распространению в образовательных учреждениях по всей стране инструментов и методик энергосбережения, рассказывают в ЦЭ «Интер РАО». Но после тщательного анализа только часть из них была представлена на рассмотрение научно-координационным советом и в последующем вынесена на конкурсы.

Кроме прямых затрат на энергоэффективные и энергосберегающие мероприятия есть и расходы на образовательные программы в этой области, поскольку пока и обычные граждане, и многие руководители, которым придется реализовывать программы экономии энергии в школах и вузах, весьма примерно представляют себе, как это нужно делать. Организационно-методическая проблема в первую очередь заключается в низкой культуре энергопотребления, считает Михаил Попов: «Речь идет об информационной работе, направленной на разъяснение руководящему и педагогическому составу учебных заведений, а также ученикам и студентам проблематики мер по энергоэффективности (интернет-портал, видеоролики, мультфильмы, азбука энергоэффективности“, телевидение энергоффективности)». К примеру, организация центров обучения и консультирования работников сферы образования по вопросам энергоэффективности вошла в число проектов, одобренных в этом году рабочей группой при НКС, заметили «Ъ» в ЦЭ «Интер РАО». В ФЦП по развитию образования предусматривается создание специального центра. "Фактически это создание горячей линии, интернет-портала, который даст возможность тем, кто заинтересован, получить информацию или консультации в области энергоэффективности«,— отмечает господин Зенютич. Конкурс на создание такого центра выиграл Нижегородский технический университет. «Мы планируем запустить серию новых программ обучения, чтобы подготовить в вузах специалистов по энергосбережению,— добавляет господин Попов.— Безусловно, такие специальности уже есть в вузах. Но многие образовательные программы сейчас устарели, а мы хотим, чтобы наши специалисты были готовы к новым технологиям, условиям рынка».

Скачать